Этапы проведения

Проведение маркетинговых исследований всегда связано с возникшей в компании необходимостью разработки программы тактических или стратегических изменений в деятельности, поэтому очень важно, чтобы полученная информация и сформированные на ее основе выводы были объективными и достоверными. Для этого следует соблюсти выполнение всех правил разработки и проведения маркетинговых исследований, так как недоработка в методологической части приведет к ошибкам при осуществлении работ, что в свою очередь повлияет на объективность и достоверность полученного результата.

Итак, разработка и проведение маркетингового исследования требует выполнения следующих работ:

  • Выявление и постановка проблемы и рабочей гипотезы;
  • Определение целей и задач исследования;
  • Разработка методологии проведения работ;
  • Проведение сбора данных в соответствии с разработанной методологией;
  • Систематизация и анализ собранных материалов;
  • Формирование аналитического отчета.

Выявление и постановка проблемы и рабочей гипотезы

Замысел проведения маркетингового исследования возникает из-за необходимости принятия коммерческого решения, по которому не достаточно имеющихся внутри компании ресурсов и данных. Отсюда появляется потребность в выявлении существующей проблемы, правильной ее формулировки и постановки гипотезы исследования. Грамотное проведение данной работы позволяет в дальнейшем минимизировать затраты на осуществление исследования за счет потери времени из-за движения по неверному направлению.

Следует отметить, что этот этап, не зависимо от исполнителя (самостоятельно заказчиком или с привлечением сторонней организации), обязательно проходит с участием специалистов фирмы-заказчика.

Определение целей и задач исследования 

Целью исследования является сформулированный вопрос, решение которого требуется для дальнейшего развития компании (выход на новый рынок, стратегия развития предприятия, целесообразность вывода новой позиции товара/услуги, завоевание нового сегмента потребителей или удержание старого и т.п.).

Четко сформулированная цель позволяет определить задачи исследования, т.е. части, изучив которые, можно определить достижимость поставленной цели.

Осуществление этого этапа позволяет правильно сформировать методологию рабочий инструментарий проведения маркетингового исследования, которые в свою очередь влияют на объективность и актуальность собранной информации.

Разработка методологии проведения работ

Здесь разрабатывается методология проведения работы, определяется тип необходимых исследований (кабинетные, полевые) и разрабатывается рабочий инструментарий, а именно информационная база исследования, объем целевой выборки, анкетные и опросные листы..

Проведение сбора данных в соответствии с разработанной методологией 

Этот этап является одним из основных, т.к. именно здесь осуществляется проведение запланированных работ с учетом разработанной методикой. Соблюдение всех определенных ранее параметров очень важно, т.к. любое отклонение приводит к ошибкам в собранной информации, что в свою очередь влечет к тому, что полученные на ее основе выводы не соответствуют принципам объективности и актуальности.

Систематизация и анализ собранных материалов

Вся полученные данные для формирования выводов должны быть систематизированы. Особое внимание этому уделяется при проведении полевых работ. На этом этапе информация дополнительно проверяется на соответствие разработанной методологии и при необходимости отправляется на доработку или исключается из дальнейшей обработки.

Для анализа информации используется два основных подхода – это системный и комплексный.

Системный подход – это анализ информации, который позволяет рассматривать любую имеющуюся ситуацию как некий объект для изучения с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей. 

Например, все изменения на товарном рынке могут быть причиной, с одной стороны, изменений внешних процессов, происходящих на рынке b2b, финансового и международного рынков, а с другой внутренних процессов на рынке товаров – субститутов (т.е. взаимозаменяемых товаров). 

Комплексный подход дает возможность анализировать исследуемую ситуацию, рассматривая ее как объект, имеющий различные проявления, т.е. на любой товар действуют такие рыночные характеристики, как спрос, предложение, ценовое позиционирование и т. п.

Следует отметить, что оба подхода тесно связаны между собой, и часто используются вместе. 

Формирование аналитического отчета

Любая работа для предоставления результатов коллегам и руководителям должна быть оформлена соответствующим образом. Обычно по итогам проделанной работы составляется аналитический отчет в формате Word с графиками, диаграммами и таблицами, которые наглядно демонстрируют все полученные выводы и позволяют принимать стратегические и тактические решения в соответствии с поставленной целью работы.

Специалисты компании «АИ-Консалт» могут помочь на любом этапе проведении маркетингового исследования. Вся работа проводится с соблюдением требований международного кодекса практики маркетинговых и социологических исследований ESOMAR, что гарантирует объективность и конфиденциальность полученных результатов.

Документы