Шесть основных индикаторов конкурентного анализа

Шесть основных индикаторов конкурентного анализа

Как компании чувствовать себя уверенно в конкурентной среде? Владение актуальной информацией намного облегчает принятие решений. Поэтому регулярный анализ деятельности конкурентов и рыночной ситуации – это лучший способ держать руку на пульсе и расставлять приоритеты. Основные индикаторы конкурентного анализа станут для предпринимателя хорошей помощью. Среди них необходимо выделить:

  • выявление основных конкурентов;
  • определение их маркетингового бюджета;
  • анализ штатной структуры конкурентов;
  • изучение товарного ассортимента конкурирующих компаний;
  • сравнение сервисных услуг;
  • анализ конкурентной стратегии и тактики.

Выявление основных конкурентов и определение их маркетингового бюджета

На высоконкурентном рынке оценка каждого конкурента может потребовать немало времени и средств. Однако никогда нельзя упускать из вида главных игроков рынка, которые формулируют правила игры. Их у компании не может быть много. Еще один повод для беспокойства – конкуренты косвенные. И хотя они работают на другом рынке, их товар может стать серьезным противовесом для товара (услуги) предпринимателя. Именно из-за косвенной конкуренции фитнес-клубы соперничают с салонами красоты, а кисломолочные продукты сражаются за потребителя с соками. 

Успех рыночных сражений определяет не только качество товара, но и средства, которые конкуренты готовы потратить на маркетинговые баталии. Конечно, оценить маркетинговый бюджет конкурента предприниматель может лишь косвенными путями. Определить примерный объем средств, затрачиваемых на рыночное продвижение, можно за счет оценки:

  • рекламных кампаний;
  • спонсорской деятельности;
  • маркетинговых исследований;
  • представительской продукции;
  • публикаций в СМИ.

Рекламный бюджет конкурентов интересен для сравнения полученных результатов с аналогичными цифрами собственной компании. Особенно если объемы производства предприятий схожи.

Анализ штатной структуры конкурентов и их ассортимента

Многие бизнесмены уверены, что структура компании – это ее внутреннее дело. Это утверждение, конечно, имеет смысл, однако даже ее структура может влиять на успешность деятельности компании на рынке. Если предприниматель делает ставку на расширение географии продаж, то наличие профессионального штата торговых представителей может активно способствовать рыночному успеху компании. Не меньшее значение может иметь и грамотное управление: распределение зон ответственности между подразделениями, наличие единых корпоративных стандартов работы для филиалов. Конечно, получить такую информацию из первых рук вряд ли удастся. Опосредованными источниками информации могут стать торговые представители компании и ее дистрибьюторы, проводимые мероприятия, статьи и обзоры в прессе, информация корпоративного сайта.

Анализ товаров и услуг конкурента позволит оценить его продуктовый портфель, понять актуальность его предложения, сформулировать собственную стратегию продвижения продукции. Сравнивать продукцию можно по ее техническим характеристикам, ценам, географии распространения. 

Сравнение сервисных услуг, анализ конкурентной стратегии и тактики

Прежде, чем начинать сравнительный анализ сервисных услуг, предоставляемых конкурентами, необходимо очертить круг таких услуг и понять, предоставляются ли они компанией-конкурентом. Их сравнительный анализ схож с анализом ассортимента. Имеют значение самые разные параметры – от оперативности оказания таких услуг и квалификации сервисного персонала до качества сервисного обслуживания. 

Анализ конкурентной стратегии и тактики имеет на высококонкурентном рынке особое значение. Проще всего производить оценку конкретных стратегий постфактум, однако при тщательном подходе можно спрогнозировать даже будущую стратегию. Особенно, если речь идет об изучении стабильного конкурента и привязке его действий к какому-то значимому событию – дню рождения компании-конкурента, Новому году и пр. Намного сложнее предвидеть действия креативных и импульсивных конкурентов. Чтобы изучить их рыночную стратегию, необходимо обращать внимание даже на самые незначительные индикаторы поведения и искать им логичное объяснение.