Как оценить продукт конкурентов

Как оценить продукт конкурентов?

Объективная оценка конкурентной среды – один из ключевых этапов стратегического планирования предприятия. Особенно важно знать конкурента в лицо на этапе старта бизнеса. Именно в этот момент неправильная оценка конкурентов и предлагаемых ими товаров (услуг) может поставить под угрозу стабильность и прибыльность компании.

Как классифицировать конкурентов и оценить их продукт?

Условно конкурентов компании можно разбить на две большие категории: первичных и вторичных. 

  • Ближайшие (первичные) конкуренты заслуживают самого пристального внимания, поскольку представляют для предпринимателя наибольшую угрозу. Как правило, их продукт очень похож на тот, которая компания планирует вывести на рынок. Сходство может быть не только внешним, ценовым и сервисным. Даже рекламная политика ближайших конкурентов может оказаться очень близка той, которую компания хотела бы использовать для вывода и продвижения своей продукции на рынке.
  • Вторичные конкуренты очень часто оказываются без внимания, однако также могут спровоцировать отток потенциальных клиентов. Чаще всего они работают в другой сфере, но в определенной ситуации могут предложить продукт, который составит конкуренцию продукции предпринимателя. Так, SPA-салоны, предлагающие процедуры для похудения, могут встретиться с серьезным конкурентом в лице фитнес-центров, а производители соков, полезных для здоровья, схлестнуться в конкурентной борьбе с молочными концернами, предлагающие кисломолочные продукты, также повышающие иммунитет.

Выявив близких и далеких конкурентов, предприниматель может самостоятельно оценить качество их продукта или сервиса. Производить конкурентную разведку, не выходя за рамки закона, вполне реально. Никто не запрещает представителям компании купить продукцию конкурента в магазине, выступить в качестве тайного покупателя, призванного оценить качество услуг, или провести опрос потребителей. Это поможет увидеть товар конкурента глазами покупателя, обрисовать его сильные и слабые стороны, внести коррективы в стратегию продвижения собственного продукта.

Что должно стать результатом оценки конкурента и его продукта?

Изучив конкурирующие компании с разных сторон, предприниматель должен получить подробный профиль конкурента, который позволит лучше узнать его:

  • Как выстроены взаимоотношения различных подразделений конкурирующей компании, влияют ли они на качество продукта?
  • На каких уникальных преимуществах товаров (услуг) построена стратегия продвижения продукции конкурента?
  • Какова ценовая политика конкурирующей фирмы и насколько она соответствует качеству товара?
  • Как построена цепочка доставки товара потребителю? Где ее слабые места?
  • Какую репутацию завоевал продукт конкурирующей компании на рынке? Можно Как ослабить его позиции?