Составление конкурентных карт

Составление конкурентных карт или находим стратегическое положение своей компании на рынке

Каким образом руководство может объективно определить место компании на рынке и построить стратегию ее продвижения вверх? Способность предпринимателя менять рыночную ситуацию определяется той долей, которую он смог занять на рынке. Более весомая доля дает компании большую свободу деятельности. 

За методическую основу анализа конкурентной ситуации традиционно берут оценку рыночной доли. Итог анализа - разработка конкурентной карты, позволяющей увидеть место компании в рыночной среде, отследить динамику развития фирм-конкурентов. 

Что дает знание стратегического положения компании на рынке?

Оценив собственный конкурентный статус, компания получает возможность с выгодой для себя решить сразу несколько взаимосвязанных задач:

  • увидеть особенности развития конкурентной ситуации на рынке;
  • определить степень доминирования лидеров;
  • узнать «в лицо» ближайших конкурентов;
  • выявить позицию, которую компания занимает среди участников рынка;
  • оценить степень монополизации рынка.

Эти знания позволяют более обоснованно и взвешенно подходить к разработке маркетинговой стратегии, поиску конкурентных преимуществ в условиях реального, а не прогнозируемого рыночного окружения предпринимателя.

Какими характеристиками оперируют при анализе конкуренции?

  • Интенсивностью конкурентной борьбы, оцениваемой с точки зрения динамических процессов, протекающих на рынке, его рентабельности и распределения рыночных долей.
  • Рентабельностью рынка, характеризующейся отношением общей прибыли к ее потенциалу.
  • Рыночной динамикой, демонстрирующей годовой прирост изучаемого рыночного пространства в сопоставимых ценах.
  • Объемом рынка, который рассчитывается как совокупность ресурсов всех рыночных игроков.
  • Объемом ресурсов компании, выделяемых в виде части объединенных рыночных ресурсов. 
  • Количеством конкурирующих компаний.
  • Объемом ресурсов фирм-конкурентов, размещенных ими внутри рыночного пространства.
  • Рыночными долями фирм, определяемыми отношением имеющихся у них ресурсов к выявленному объему изучаемого рынка.

Собрав эти данные, аналитики получают достаточно данных для расчета усредненной доли ресурсов каждой компании, динамики роста или падения рыночной доли предприятия, темпов ее прироста. 

Как построить конкурентную карту рынка

Конкурентная карта выглядит как матрица, где каждая компания, присутствующая на изучаемом рынке, получает соответствующую позицию. Она формируется на пересечении двух шкал. Первая шкала – маркер темпов роста рыночной доли предприятия, вторая – его позиция, оцениваемая в зависимости от занимаемой предприятием рыночной доли. 

Такая матрица дает 16 стандартных позиций, которые могут занимать компании, работающие внутри одного рыночного сегмента. Каждая из позиций имеет сильные и слабые стороны, потенциальные возможности для противостояния конкурентам. Лидеры отрасли, стремящиеся стабилизировать свою позицию и продолжающие активное наступление, занимают 1-ю позицию, аутсайдеры рынка, которым необходимо срочно провести реорганизацию и минимизировать издержки ради выживания, -16-ю.