Практика маркетинговых исследований в России

Практика маркетинговых исследований в России

В работе любой компании рано или поздно наступает момент, когда принятие решения зависит от знания рыночной ситуации. Результат маркетинговых исследований – это как раз те конкретные разработки и результаты, которые будут использованы в процессе выбора и реализации маркетинговой стратегии.

С какими проблемами сталкиваются маркетинговые исследования в России?

Проблема любого маркетингового исследования - отсутствие значимой для анализа и расчетов информации в широком доступе.Данные чаще всего приходится брать из косвенных источников. Дефицит или недостоверность данных негативно сказываются на качестве маркетинговых исследований. 

Компании, которые самостоятельно берутся за проведение исследований, оказываются в самом «стесненном» положении: у них нет выхода на информацию, к которой имеют доступ компании занимающиеся маркетинговыми исследованиями. Кроме этого, маркетологи порой сталкиваются с непониманием руководства предприятия, которое уверено, что за два-три дня сотрудники смогут подготовить исследование рынка, включая сбор информации, проведение расчетов и подготовку самого отчета с графиками, диаграммами, взвешенными заключениями.

Кто занимается маркетинговыми исследованиями в России?

Компании национального масштаба традиционно заказывают исследования в крупных исследовательских компаниях, нередко иностранных.Как правило, это действительно масштабные маркетинговые исследования, которые охватывают всю страну. В результатах работ, проведенных такими «гигантами», сомневаться не приходится.

Компании меньшего масштаба пользуются услугами местных маркетинговых агентств. Они занимаются исследованиями в рамках одного или нескольких регионов и имеют достаточный штат сотрудников, чтобы проводить исследования при помощи различных инструментов: кабинетных исследований, всевозможных опросов.

Набольшие компании, не имеющие достаточного бюджета для заказа маркетинговых исследований в авторитетных агентствах, стараются решить вопрос самостоятельно, пользуясь доступными для них источниками. Впрочем, если исследование проводится в рамках «домашнего» региона или даже одного города, сбор информации не должен стать для них серьезным препятствием.

Где искать информацию для маркетинговых исследований?

  • На сайтах отраслевых и общегосударственных министерств и ведомств. Они регулярно публикуют статистическую информацию о состоянии тех или иных рынков. 
  • В ранее проводимых исследованиях. Это могут быть как маркетинговые исследования, проводимые компанией, так и проекты, заказанные другими компаниями или инстанциями. Некоторые из них доступны в интернете бесплатно или за вполне разумные деньги. 
  • В статьях и обзорах отраслевых СМИ.
  • Во внутренних документах компании: отчетах маркетинговой и коммерческой служб, бухгалтерских балансах, финансовых отчетах и пр.
  • В платных источниках. Часть интересующей информации можно получить, отправив официальный запрос в госорганы.
  • На зарубежных интернет ресурсах. Многие тенденции становления отраслей в западном мире схожи с российскими, однако в странах Европы и Америки этот этап уже пройден, а, значит, проанализирован и досконально изучен.