Бизнес-план с точки зрения банка и инвестора

Как составить бизнес-план? Точка зрения банка и инвестора.

При рассмотрении заявок на финансирование проектов инвесторы и большинство российских банков руководствуются общими критериями. Разумеется, им выгоднее и спокойнее кредитовать действующий бизнес, который имеет стабильные обороты, положительную кредитную историю, ликвидное обеспечение. 

Почему инвесторы ведут себя осторожно?

По статистике инвесторов, излишне привлекаемые средства способны «перегреть» бизнес, снизить его эффективность. Удачные «псевдо-проекты» приводят управленцев в состояние эйфории: для получения денег им нужно лишь написать очередной проект, который пройдет одобрение в кредитной организации. При этом предприниматели могут не осознавать, для чего им изначально требовались привлекаемые средства.

Задача банков и инвесторов – это не сокращение количества инвестируемых проектов, а предоставление финансовой помощи самым перспективным компаниям и предпринимателям. Тщательно изучая бизнес потенциальной инвестируемой компании, кредиторы анализируют возможные риски. Задача бизнес-плана – предоставить инвестору объективную и честную информацию. Продемонстрировать реальные границы своих возможностей для предпринимателя намного честнее, чем утаивать эту информацию. Контрольные службы инвестора в любом случае найдут скрытую заявителем проекта информацию, но им придется приложить к этому серьезные усилия и потратить время, которое могло пойти на рассмотрение действительно перспективных проектов.

Как выглядит перспективный бизнес-план глазами банкира и инвестора?

Правильно составленный бизнес-план должен ответить на все вопросы, которые могут возникнуть у представителей кредитной организации. Он должен продемонстрировать:

  • показать наличие бизнеса или продукта, который обладает высоким потенциалом роста; 
  • продемонстрировать готовность компании и ее сотрудников объединиться ради достижения единой цели и пройти весь путь от идеи до ее реализации;
  • искренность намерений предпринимателя и его способность реализовать идею на практике; 
  • объективную оценку компанией своего места на рынке, наличие у нее конкурентных преимуществ и ресурсов, которые помогут преодолеть конкурентные недостатки.

Бизнес-план – это не способ заработать

Некоторые бизнесмены рассматривают составление бизнес-плана как возможность получить в свое распоряжение дополнительную сумму денег. В результате суммы в сметах «раздуваются» за счет завышенной стоимости аренды, зарплат бухгалтеров, юристов, административного персонала. Человек, который действительно стремится реализовать проект, способен оптимизировать эти расходы, сконцентрировав финансирование на самых важных участках: исследованиях, производстве, логистике. Конечно, авторы проекта не должны работать бесплатно «ради идеи», но проекты, где заработная плата авторов-идеологов составляет половину запрашиваемой суммы, вряд ли покажутся кредитной организации привлекательными. Если автор идеи не готов проявить гибкость, вряд ли он искренне верит в собственную идею и готов идти на риск ради ее воплощения в жизнь.