​Бизнес-план: пошаговая инструкция

Бизнес-план: пошаговая инструкция

Многие идеи действительно достойны того, чтобы реализоваться в успешный бизнес-проект. Однако для людей, которые не имеют большого опыта в бизнесе, реализация подобной идеи «с нуля» кажется задачей слишком сложной. Последовательно двигаться от идеи к ее воплощению помогает бизнес-план. Именно он может стать алгоритмом действий при реализации бизнес-проекта.

Для чего нужен бизнес-план?

Четкое и ясное представление о том, какие шаги необходимо предпринимать, – залог успеха любого предприятия, особенно в бизнесе. Создание бизнес-плана помогает оценить объем необходимых ресурсов (финансовых, интеллектуальных, человеческих и пр.) для реализации проекта. Именно на этом этапе бизнесмен может оценить собственную идею:

  • Способен ли он реализовать подобный проект в одиночку?
  • Кто может помочь ему в реализации идеи?
  • Какие финансовые средства необходимо привлечь для удачного старта?
  • Окажется ли проект жизнеспособным в долгосрочной перспективе?
  • Как скоро вернутся вложенные средства?

Составления бизнес-плана: с чего начать?

В основе любого бизнес-плана лежит идея. Ее нужно четко, но очень детально сформулировать. Каким будет продукт (услуга)? Для кого он предназначен? Кто главные конкуренты на этом рынке и что они предлагают потребителю? Почему люди заинтересуются новым продуктом и предпочтут его аналогичному предложению конкурентов? 

Для реализации идеи нужны ресурсы. Какие материалы, сырье, оборудование, программное обеспечение нужны для создания нового продукта? Возможно, что-то в арсенале владельца бизнеса уже есть, а что-то предстоит покупать специально для нового проекта. Чем детальнее будет проработан этот раздел, тем проще будет просчитать объем вложений. Некоторые товары и виды деятельности подлежат сертификации (лицензированию). Процедура получения сертификатов не так проста и тоже стоит денег. Поэтому уже на этапе бизнес-планирования нужно знать, при каких условиях новый товар (услуга) сможет беспрепятственно выйти на рынок.

В процессе реализации проекта определенных затрат потребует информирование потенциальных потребителей о новом продукте, который будет им интересен. Анализ предпочтений целевой аудитории, реклама и продвижение новинки, организация точек продаж – все это требует финансовых вложений, о которых не стоит забывать при составлении бизнес-плана.

Первоначальные вложения в проект – не единственные затраты, необходимые для старта бизнеса. Проектов с мгновенной окупаемостью не существует, поэтому бизнес-план должен давать прогноз развития бизнеса: как он будет расти и расширяться, на какие доходы сможет рассчитывать предприниматель через полгода или год, какие средства потребуются на поддержание проекта «на плаву», пока он не окупится и не начнет приносить прибыль.

Бизнес план: для кого он создается

Бизнес-план – документ не только для внутреннего пользования. Очень часто для начала нового проекта приходится привлекать заемные средства. Инвесторы готовы вести диалог о кредитовании нового бизнеса лишь при наличии у предпринимателя бизнес-плана. Этот документ демонстрирует серьезность намерений и показывает, насколько реалистично бизнесмен воспринимает перспективы развития нового проекта. Это еще один повод использовать при составлении бизнес-плана реальные, а не завышенные (или заниженные) цифры. Пытаясь выставить проект в выгодном для инвестора свете, бизнесмен обманывает в первую очередь себя, уменьшая шансы на воплощение идеи в жизнь.